На этой неделе крупнейшие технологические компании опубликовали финансовые результаты за последний квартал. Отчётность Alphabet, Facebook, Apple, Microsoft и Amazon говорит о получении огромной прибыли за трёхмесячный отрезок. Платформы IT-гигантов продолжают расти, а вместе с ними увеличиваются рекламные доходы. Эта тенденция обусловлена продолжающейся пандемией коронавируса, которая вынуждает миллиарды людей активно использовать интернет во всех аспектах жизни.

Суммарный заработок пяти упомянутых компаний за квартал составил $321,3 млрд, что на 41 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Каждый квартал кажется, что рост доходов IT-гигантов вот-вот замедлится, но компании неизменно улучшают свои финансовые результаты. Конечно, все пять компаний сталкиваются с реальными угрозами со стороны Конгресса США, регуляторов стран Евросоюза и растущего списка конкурентов, но пока это не отражается на их доходах.

На основе финансовой отчётности за последний квартал, которая была на этой неделе представлена крупнейшими технологическими компаниями, можно сделать несколько любопытных выводов:

Рекламный бизнес больше не гонка двух компаний. Рекламный доход Google за квартал составил $44,7 млрд, а Facebook — $25,4 млрд. При этом Amazon отчиталась об увеличении дохода в категории «Другое», которая в основном формируется из рекламных доходов, на 77 % по сравнению с первым кварталом прошлого года до $6,9 млрд. Между тем, принадлежащие Microsoft соцсеть LinkedIn и поисковик Bing также переживают резкий рост доходов от рекламы. Google и Facebook по-прежнему остаются на вершине в сегменте рекламы, но они больше не являются единственными крупными игроками.

В облачных войнах будет несколько победителей. Облачные сервисы Microsoft Azure и Amazon Web Services продолжают стремительно расширяться. Google активно развивает собственную облачную платформу, быстро двигаясь в правильном направлении. Очевидно, они будут продолжать жёсткую борьбу за каждого клиента и каждую сделку, но по мере того, как цифровая трансформация будет охватывать каждую отрасль, количество клиентов продолжит расти. Нет никаких доказательств того, что в ближайшее время темпы роста сегмента рынка, связанного с облачными вычислениями, начнут замедляться.

YouTube — гигант потокового видео. Выручка платформы выросла почти на 50 % по сравнению с первым кварталом прошлого года и составила $6 млрд. Для сравнения, Netflix отчитался о выручке в $7,16 млрд за аналогичный период. Платные подписчики Netflix дают сервису некоторую стабильность, но преимуществом YouTube является его повсеместная распространённость. Согласно имеющимся данным, в 2021 году 81 % взрослого населения США регулярно используют YouTube, что говорит о невероятной популярности платформы.

LinkedIn — это крупный игрок в сегменте социальных сетей. В отчёте Microsoft сказано, что сеть LinkedIn насчитывает более 750 млн пользователей, которые за последний год принесли более $3 млрд дохода. По этим показателям платформа опережает Snap, Pinterest, Twitter и практически всех других конкурентов, за исключением социальных сетей компании Facebook.

Разнообразие продуктов — залог успеха. Практически все компании успешно справляются с поиском новых источников дохода. Amazon активно развивает собственную облачную платформу, а также делает большую ставку на собственный сервис подписок Prime. Facebook указала на рост связанного с разработкой гарнитур Oculus подразделения, как на хорошую возможность заработка за пределами рекламного бизнеса. Microsoft отметила быстрый рост многих направлений, начиная от Xbox и заканчивая LinkedIn. Похоже, что только Alphabet пока не слишком преуспела в развитии новых направлений.

Facebook не является ориентированной на США компанией. Некоторое время назад Facebook действительно была во многом ориентирована на североамериканский рынок, но сейчас цифры говорят не в пользу этого утверждения. В США и Канаде Facebook имеет 195 млн активных пользователей ежедневно, что составляет лишь 10 % от всей пользовательской базы компании. В это же время Азиатско-Тихоокеанский регион даёт Facebook 760 млн пользователей в день. И хотя почти половина дохода компания получает именно в США, это значение уменьшается по мере того, как Facebook осваивает новые способы заработка по всему миру.

Политика конфиденциальности Apple доставит проблемы Facebook. Компания Марка Цукерберга (Mark Zuckerberg) и он лично неоднократно критиковали новую политику конфиденциальности Apple, которая начала действовать на этой неделе с запуском iOS 14.5. Разработчики приложений для устройств на базе iOS больше не могут собирать пользовательские данные без явного на то разрешения. Ожидается, что это существенно снизит уровень дохода от персонализированной рекламы. Вероятно, один из крупнейших рекламодателей в лице Facebook ощутит эффект от новой политики Apple уже во втором квартале.

Хорошее время для производства потребительской электроники. Выручка Microsoft от продажи устройств семейства Surface выросла на 12 %, а новое поколение консолей увеличило доход связанного с Xbox подразделения на 232 %. Доходы Apple от продажи новых iPad и Mac в прошлом квартале почти удвоились. Facebook сообщила, что доходы от продаж гарнитур Oculus оказались выше ожиданий. Многие аналитики предсказывали бум на рынке ПК. Похоже, что он всё же состоится, если рассматривать определение ПК в более широком смысле.

Нехватка чипов повлияет на доход компаний. Многие компании прогнозируют будущее замедление уровня продаж продукции из-за глобальной нехватки полупроводниковой продукции. Так Microsoft прогнозирует в обозримом будущем снижение выручки от продаж устройств Surface и консолей Xbox не из-за снижения спроса, а по причине неспособности производить продукцию в достаточном количестве. Apple также заявила, что выручка от продаж будет на $3-4 млрд меньше, чем могла быть, если бы не было дефицита чипов.

В целом мир после пандемии не страшен. По всей видимости, руководители крупных компаний считают, что после проведения вакцинации и возвращения людей к прежнему образу жизни ситуация не изменится кардинально. Кроме того, некоторые из привычек пользователей, которые связаны с интернетом и были приобретены за время пандемии, наоборот могут укрепиться. Год назад IT-гиганты казалось не были уверены в завтрашнем дне, но сейчас всё выглядит намного более оптимистично.