В понедельник марсианский вертолёт NASA «Изобретательность» (Ingenuity) стал первым в истории винтокрылым аппаратом, совершившим управляемый полет на другой планете. После того, как команда Лаборатории реактивного движения NASA (JPL) подтвердила успех во время трансляции, были опубликованы любопытные подробности в официальном пресс-релизе.
Например, команда опубликовала вторую чёрно-белую фотографию (тоже в разрешении 640 × 480 точек), сделанную навигационной камерой дрона, но уже непосредственно перед посадкой. На нём хорошо видна поверхность Марса и тень вертолёта, а в углах также можно заметить края посадочных опор. Специалисты сделали любопытное наблюдение: даже на этой близкой дистанции пыли, поднятой вертолётом, почти не видно — она совершенно не мешает наблюдению. В марсианской атмосфере поднять пыль винтами сложнее. Напомним: эта камера используется автоматикой, чтобы отслеживать поверхность при полёте.
Вертолёт на солнечных батареях впервые поднялся в воздух в 19 апреля в 10:34 по московскому времени. Данные высотомера свидетельствуют, что «Изобретательность» достиг заданной для данной операции высоты в 3 метра и поддерживал стабильное зависание в течение 30 секунд. Затем аппарат снизился, коснувшись поверхности Марса: всего полёт продлился в общей сложности 39,1 секунды.
Реклама
Прокрутите ниже, чтобы продолжить чтение
Первое видео кратковременного взлёта и посадки «Изобретательности» было снято марсоходом «Настойчивость» (Perseverance) с расстояния в 64,3 метра. Разрешение видео — 720p, а частота кадров — лишь 6,7 в секунду. Тем не менее, оно позволяет увидеть процесс взлёта вертолёта, его зависание на высоте порядка 3 метров, разворот вокруг оси и посадку:
Демонстрация была автономной — всё пилотирование осуществлялась бортовыми системами наведения, навигации и управления, работающими по алгоритмам, разработанным командой JPL. Поскольку данные должны быть отправлены на Красную Планету и возвращены с неё с помощью орбитальных спутников, дроном невозможно управлять непосредственно, а полёт нельзя наблюдать с Земли в реальном времени.
NASA назвала импровизированный аэродром, первый за пределами Земли, с которого был произведён взлёт аппарата, Полем братьев Райт — в честь изобретателей из Дейтона. 117 лет назад Уилберу и Орвиллу Райтам (Wilbur, Orville Wright) удалось сконструировать самолёт и совершить первый в мире управляемый полёт человека на аппарате тяжелее воздуха с двигателем.
1,8-кг «Изобретательность» с размахом лопастей 1,2 м — чисто технологическая демонстрация и не содержит никаких научных приборов на борту. Он был призван доказать возможность будущих исследований Марса подобными винтовыми летательными аппаратами. Полет был сложной задачей. Красная планета имеет значительно меньшую гравитацию (треть земной) и чрезвычайно слабую атмосферу (1 % у поверхности по сравнению с нашей планетой). Это означает, в воздухе мало молекул, с которыми лопасти двух соосных несущих винтов Ingenuity могут взаимодействовать для осуществления полёта. Любопытно, что вертолёт содержит не только уникальные компоненты, но и применяемые широко детали — многие из индустрии смартфонов. Некоторые были впервые испытаны в дальнем космосе в рамках этой миссии.
В ближайшие дни команда JPL получит и проанализирует все данные и снимки с испытательного полёта и сформулирует план второго экспериментального тестового полёта, который состоится не ранее 22 апреля. Если вертолёт выдержит второе лётное испытание, команда решит, как наилучшим образом расширить полётное здание.
Ровер «Настойчивость» (Perseverance) размером с автомобиль приземлился внутри кратера Езеро диаметром 45 километров 18 февраля — тогда вертолёт массой 1,8 кг ещё был прочно закреплён на днище марсохода в сложенном состоянии. После сброса кожуха «Настойчивость» развернул «Изобретательность», довёл заряд батарей вертолёта до 100 %, выгрузил на поверхность Марса и отъехал на небольшое расстояние, дав возможность солнечному свету достичь вертолёта, питаемого от солнечных батарей. До этого момента дрон питался от марсохода, а теперь получает энергию исключительно от Солнца — она требуется не только для полётов, но и для обогрева во время холодных марсианских ночёвок (температура опускается до –90 °C). Недавно NASA опубликовало первую фотографию с нижней служебной камеры вертолёта в низком разрешении, а после этого — автопортрет ровера на фоне «Изобретательности». Из-за проблемного теста винтов первый взлёт «Изобретательности», назначенный на 11 апреля, пришлось отложить.