Хакер-анархист Амир Тааки: Биткоин пережил распад своего Советского Союза

В криптовалютном мире Амир Тааки (Amir Taaki) славится своими радикальными политическими взглядами и глубокими познаниями в технологиях. Подобное сочетание позволило ему занять определённую нишу в культуре, породившей плеяду таких неоднозначных персонажей, как криптовалютный магнат Роджер «Биткоин-Иисус» Вер или рэпер CoinDaddy.

Сейчас Тааки 29 лет. С 2010 года он известен криптовалютному сообществу в качестве программиста и эксперта. За семь лет ему удалось сделать на криптовалютах многомиллионное состояние. Он часто заселялся в заброшенные здания в Лондоне, Барселоне и других европейских городах и приглашал туда лидеров современных криптопроектов, например создателя эфира Виталика Бутерина. Называющий себя анархистом Тааки работал над рядом проектов, вызвавших неудовольствие властей многих стран. В их числе — Dark Wallet («тёмный кошелёк»), попытка создать полностью анонимную версию биткоина и DarkMarket, аналог ныне закрытого сайта торговли наркотиками и прочими запрещёнными товарами Silk Road. Партнёром Тааки в этой деятельности был Коди Уилсон, разработчик огнестрельного оружия, компоненты которого можно распечатать на 3D-принтере.

В 2016 году Тааки покинул криптовалютную сферу. Спустя год в прессе появились сообщения о том, что он сражался против ИГИЛ, запрещённой в РФ организации, на стороне самопровозглашённого автономного образования Рожава (Демократическая Федерация Северной Сирии, или Западный Курдистан), граничащего с Сирией, Турцией и Ираном. По возвращении в Великобританию в 2016-м Тааки был арестован британской полицией, запретившей ему выезд из страны. Сотрудники английских ведомств по борьбе с терроризмом отказались комментировать журналистам ход ведущегося в отношении Тааки расследования. Работники лондонской полиции сообщили изданию Evening Standard, что любой, принимавший участие в сирийском конфликте, автоматически попадает в их поле зрения.

Когда Тааки вернулся в мир криптовалют, его взору предстала не развивающая технология, движущей силой которой выступают любители с либертарианскими взглядами, а огромная индустрия со множеством стартапов, поддерживаемых венчурным капиталом. Счёт шёл на миллиарды долларов. Биткоин находился на пике роста. В декабре 2017 цена монеты почти достигла отметки в $20 000 — примерно в 20 раз больше, чем Тааки когда-либо видел.

В настоящее время Тааки живёт в Барселоне, где занимается созданием академии под названием «Политехнический институт». По словам Тааки, академия намерена готовить «политические кадры в лице идеологических хакеров — технологов, преданных делу борьбы за полное уничтожение государства». Он поделился с Quartz наброском расписания и правил учёбы, из которого явствует, что студенты станут жить в самом институте, будут носить униформу и вставать в шесть утра, чтобы перед началом занятий петь хором. Академия войдёт в состав основанной Тааки Автономной политехнической группы, филиалы которой он намерен открыть по всему миру.

Пока у Тааки нет конкретных источников финансирования (по его словам, он владеет совсем малым количеством биткоинов), поэтому он рассчитывает на своих разбогатевших друзей из криптовалютного сектора. Издание Quartz побеседовало с Тааки с помощью мессенджера мгновенных сообщений Signal. Текстовый вариант записи разговора отредактирован.

— Почему в 2016 году вы вернулись в Англию? Журналисты писали, что вы собирались там работать.

— Нет, я вернулся в Соединённое Королевство, поскольку хотел получить визу для поездки в Техас. Я планировал запустить там с Коди Уилсоном кое-какие проекты, а спустя шесть месяцев вернуться в Рожаву. В итоге меня арестовали и вынудили задержаться в Англии на год. Первоначально у меня были гораздо более скромные планы: приехать на полгода, заработать немного денег, осуществить пару проектов и вернуться. Но теперь я намерен, можно сказать, покорить мир.

— Находясь в Рожаве, вы следили за новостями о криптовалютах — например, вы знали о заявлении Крейга Райта, что именно он является Сатоши Накамото и изобрёл биткоин?

— Скандал вокруг Крейга Райта в числе других факторов подтолкнул меня к тому, чтобы покинуть Рожаву. Прочитав заявления Райта, я подумал, до чего же деградировало сообщество биткоина. Для меня настал час выйти на сцену и сказать своё слово. Сатоши — гений. Он может быть юношей или стариком, но Крейг Райт явно не гений. То, как он себя подаёт, как действует, не говорит о его гениальности. Он оппортунист, это совершенно очевидно любому, кто имеет толику здравого смысла.

— Вы переписывались с Сатоши?

— Да, пару раз. Не так много, как другие.

— Как вы прокомментируете цену биткоина, которая несколько недель назад составляла почти $20 000?

— В криптовалютах вращается много капитала; его размеры не соответствуют практической ценности этих развивающихся технологий. Особенно их полезности для общества… Я не думаю, что рост цены отражает ценность этих технологий. На мой взгляд, существуют гораздо более эффективные технологии, представляющие больший интерес. Я считаю, что потенциал криптовалют велик, но не думаю, что это данность. На нашем нынешнем пути развития этот потенциал не может быть реализован в качестве широкомасштабного проекта… Что питает рост цен? Домыслы о том, что в будущем цена будет расти, но в основе роста нет реальной ценности. Они так и останутся домыслами, если общее направление движения останется прежним. Энтузиасты биткоина имеют специфические представления о том, какова величайшая угроза угрозу человечеству и свободе и какова главная цель борьбы. У них есть консенсус относительно смысла и цели их деятельности. Всем хочется думать, что они занимаются чем-то значительным и преображают мир. К сожалению, реальность далека от рисуемой ими картины. Чем больше они будут витать в облаках, отказываясь подвергать свои взгляды критическому анализу, тем больше будет становиться пропасть между воображением и реальностью. В этом случае их ждёт горькое разочарование.

— Вы считаете, что биткоин сбился с пути?

— Я думаю, что биткоин переживает этап, напоминающий то, что было после распада Советского Союза. Советский Союз был «смыслом жизни» для либерализма: либерализму было с чем бороться. Звёздный час биткоина наступил, когда идеалисты сумели одолеть финансовых оппортунистов из Bitcoin Foundation, пытавшихся подмять биткоин под себя. И теперь мы находимся на стадии, когда у биткоина нет ясного понимания своего назначения. Отсутствует побудительный мотив развития, за исключением того, что люди развлекаются, создавая различные технологии. У них нет понимания цели этой деятельности. Они не знают, какую проблему пытаются решить. В ответ на такие суждения мне скажут: «Нет, мы знаем, зачем этим занимаемся: с целью повысить конфиденциальность». Они отделываются такими общими местами, но никакой конкретики и серьёзно сформулированных намерений нет.

— Они — это кто?

— Да все. Общаясь с разработчиками биткоина, я пытаюсь объяснить им важность идей и тот факт, что технологическое развитие выигрывает благодаря наличию глобального видения. Если мы хотим, чтобы технология действительно помогала человечеству и обществу, а не была просто ещё одним предметом потребления, якобы увеличивающим степень жизненного комфорта, но в действительности заманивающим нас в ловушку системы жёсткого контроля, если мы действительно хотим освободиться от этого, если мы стремимся к технологии, которая нас возвышает и меняет мир, то нам нужно начать размышлять об идеях, лежащих в основе биткоина. Это реальность, недоступная большинству разработчиков биткоина и членов этого сообщества. Посмотрите на Stripe, недавно объявившую, что отказывается от биткоина по причине его неэффективности. Для всех это должно быть серьёзным предостережением, однако я думаю, что люди в большинстве своём просто не придают этому  значения. Идеология виртуальных валют стала практически религией. Чем-то в духе Рэя Курцвейла*: сингулярность наступает, прорвёт плотину, биткоин не остановить… Всё это не базируется на сколь-нибудь рациональном анализе.

— Достаточно ли люди, работающие над эфириумом, осознают эти проблемы?

— Я думаю, что они идеалисты. Возможно, значительная часть энергии, заключённой в биткоине, переходит в эфир, поскольку его команда — это более сплочённый коллектив, руководствующийся единым видением. Однако весь этот дискурс нуждается в некотором обновлении. Они же продолжают говорить о таких вещах, как цензура, свобода слова и т.п. Всё это устарело. Их чрезмерно интересует рациональный контроль. Они слишком позитивисты, поскольку ограничивают реальность, пытаясь применять к ней исключительно научные принципы.

— Вы жили в обществе создателя эфириума Виталика Бутерина. Сейчас эфириум стоит больше $111 млрд. Изменился ли его творец?

— Честно говоря, мне нужно в ближайшее время встретиться с Виталиком. И пообщаться. Мы с ним работали, но это было четыре года назад. Я не хотел бы рассказывать о том, какой Виталик. Ведь это будет просто моё восприятие этого человека.

— Эфириум положил начало буму ICO. Что вы думаете об ICO?

— Это жадность. Всё объясняется огромными средствами, вращающимися в этой сфере. Некоторые ICO представляют собой пустышки.

— Что вы думаете о дебатах, которые привели к форкам биткоина в прошлом году?

— Я по-прежнему поддерживаю этих парней, поскольку понимаю их мотивацию. И их доводы. Но им нужно поторопиться. Я думаю, что они стали одержимы процессом, а иногда нужно просто рискнуть.

— Вы имеете в виду Bitcoin Core?

— Именно.

— Что вы думаете о Lightning — решении, позволяющем биткоину обрабатывать большее число транзакций?

— Я долго ждал появления Lightning. И уже стал думать, что если вскоре этого не случится (похоже, что процесс теперь запущен), то нужно будет придумать некое временное решение. Когда я захотел внедрить биткоин в Рожаве, то подумал, что невозможно масштабировать его для населения в 5 млн. человек. Поэтому Lightning — абсолютно необходимое явление.

— Какую роль криптовалюта играет в Рожаве?

— Биткоин — это валюта революционного проекта, революционной нации, исповедующей анархистскую идеологию. Я не вижу явления, более подходящего на эту роль, чем биткоин.

— Каков ваш план?

— Прежде всего нам нужен кошелёк, доступный на местном языке. Нам нужны информационные ресурсы, а также местная биржа. Далее нам необходима финансовая инфраструктура. Возможно, нам нужно наладить что-то вроде системы финансовых транзакций в радиоэфире, к которой будут прилагаться дешёвые устройства, позволяющие покупателям связываться с продавцами. Быть может, нам понадобится создать бумажные наличные деньги для биткоина. Следует решить множество задач.

— Исходя из того, что вы рассказывали журналистам по возвращении из Рожавы, можно было предположить, что вы страдали от посттравматического стрессового расстройства. Сейчас вам лучше?

— Да, сейчас мне лучше. Пережив стресс, ты становишься сильнее.

— Находясь в Сирии, вы принимали участие в боях. Вам приходилось убивать?

— Честно говоря, там были слишком значительные расстояния: километр, два километра. Ты не видишь, попал ли ты в кого-то. Есть, скажем, спецназ, он сражается лоб в лоб. Но в основном бои происходят на удалении. Из автомата Калашникова нереально попасть в человека за километр от тебя. Впрочем, даже из Калашникова я стреляю не очень хорошо. Я способен попасть в человека с 600 метров, но если враг находится от тебя на расстоянии, скажем, в два километра и ты просто стреляешь в его сторону, то шансы убить малы.

— Что вы читали в последнее время?

— Книги по истории, философии, социологии.

— Какого автора вы можете выделить?

— Абдуллу Оджалана**. Я считаю Оджалана величайшим мыслителем нашего времени и советую всем познакомиться с его трудами. Он является лидером движения Рожавы, основателем Рабочей партии Курдистана. Его книги содержат анализ устройства человеческого общества и показывают путь к освобождению.

— Эти идеи довольно далеки от идей шифропанков, не правда ли?

— Сейчас нам следует деконструировать криптоанархизм, движение свободного ПО, хакерство, чтобы понять, какие элементы в них хороши.  У них у всех есть крайне интересные идеи. Они есть даже в анархо-капитализме и других течениях. Нужно «поженить» эти лучшие идеи с новой идеологией, за которой стоит серьёзное движение. Я верю, что в будущем она сыграет ещё более значительную роль в деле трансформации народов. Эта идеология обладает гигантским потенциалом.

— Как реагируют на ваши мысли люди в криптовалютном мире?

— Многие считают меня немного сумасшедшим. Они считают, что Амир разбирается в технологиях, но всё остальное, о чём он говорит, звучит довольно безумно, по-сектантски. Я намерен собрать группу студентов и обучать их. Когда появятся результаты, люди увидят реальный эффект нашей работы. Историю всегда делают маленькие группы людей, фанатично преданные идее, а не безыдейные массы.

— Где вы собираетесь брать средства на развитие вашего Политехнического института в Барселоне?

— Деньги — не проблема.

— Как так?

— Ну, у меня много друзей. Я дружу со многими биткоинерами, которые сейчас стали королями проектов. Я способен убедить их в силе моих идей, их действенности, и деньги появятся.

— Вы считаете, что они поддержат план создания академии?

— Если я представлю его должным образом. Я верю в эти идеи.

— Представляя потенциальным спонсорам бизнес-план, какую сумму вы попросите?

— 20 млн. в любой валюте. Скажем, в евро.

— Когда вы начнёте набор студентов?

— Когда все детали будут проработаны и возникнет команда. Я не намерен давать пустых обещаний.

— Биткоин недавно взлетел. Считаете ли вы, что это улучшило перспективы ваших проектов?

— Мои идеи связаны не столько с биткоином, сколько с Рожавой, полученным там опытом и теми уроками, которые преподносит история. Биткоин сейчас растёт и приобретает популярность. Можно сказать, что мы достигли этой цели. Меня больше не интересует распространение биткоина. Я сейчас думаю о другом: каким будет следующий шаг.

— Когда вы начнёте работать над созданием академии?

— Скоро. Мне стоило бы заниматься этим прямо сейчас. Я как раз закончил читать большую книгу Унабомбера Теодора Казински*** «Антитехнологическая революция: зачем и как».

— Что вы думаете по поводу прочитанного?

— Этот парень гений. Он очень умён, последователен и рационален. Он не витает в облаках. Я не нахожу слабых мест в его логике. Главный вопрос Казински состоит в том, нужно ли нам полностью отказаться от этой технологической суперсистемы или возможно её трансформировать. Пока у меня нет ответа.

— То есть вы поддерживаете взрывы, которые он совершил?

— Мы обсуждаем с вами его книгу. Если бы не методы Казински, стали бы мы о ней говорить?

— Возможно, нет.

— Замечу, что на вопрос о Тимоти Маквее**** Казински ответил, что понимает его, но не думает, что теракт был необходим, поскольку привёл к гибели гражданских лиц, в чём не было нужды. Поэтому я не считаю Казински безумцем, не ценящим человеческую жизнь.

* Рэймонд Курцвейл — американский изобретатель и футуролог, автор теории технологической сингулярности — феноменально быстрого научно-технического прогресса, основанного на мощном искусственном интеллекте (превосходящем человеческий) и киборгизации людей.

** Абдулла Оджалан — курдский политический и военный деятель, основатель и лидер Рабочей партии Курдистана, признанной террористической организацией в США и ряде других стран (хотя фактически американские военные сотрудничают с РПК в войне против исламистов). С 1999 года отбывает пожизненное заключение в турецкой тюрьме.

*** Теодор Казински — американский математик и анархист, известный как Унабомбер. Желая привлечь внимание общества к своим идеям, рассылал почтой самодельные бомбы, в результате чего погибли и были ранены несколько десятков человек. Отбывает пожизненное заключение.

**** Тимоти Маквей — резервист армии США, ветеран войны в Персидском заливе, организатор теракта, унёсшего жизни 168 человек. Казнён в 2001 году.