Предпринимательница Анастасия Мудрова изучила больше сотни историй неудачных стартапов, собрала знания и опыт запуска Clever.do в один чеклист и написала о 7 вещах, на которые стоит обращать внимание и о которых нужно всегда помнить молодым стартаперам.

 

 

Для вашего продукта нет рынка

Большинство неудач случаются по одной и той же веской причине — отсутствию рынка. Известный инвестор и предприниматель Марк Андриссен сказал, что рынок — это самый важный фактор для жизни стартапа. Мое исследование показало, что он прав.

У большинства стартапов b2b (44%) и b2c (50%) нет рынка. Даже отличная команда с отличным продуктом не взлетят, если для них нет рынка. Почему основатели постоянно сталкиваются с этим? Джон О’Нолан, разработчик из Шотландии, говорит, что перед тем как тратить время на создание продукта, нужно убедиться, что он кому-то нужен.

«100 000 просмотров страниц за первые 48 часов запуска. Мы знали, что мы большая рыба. Но даже не подозревали, что мы в таком маленьком пруду»

Стартап живет три года

Когда стартап провален, кажется, что его смерть наступит очень быстро. На самом деле, так бывает очень редко. Чаще это заметное падение по одной или нескольким осям. Такие моменты не замечаются, пока не становится слишком поздно спасать стартап. Когда-нибудь задумывались о том, сколько вы готовы потратить времени на создание стартапа, прежде чем он станет прибыльным или провалится? Исследования показывают, что для запуска b2b-стартапа на это нужно в среднем четыре года. И три года — на запуск b2c.

Проверяйте, а не доказывайте

Большинство неудачных стартапов упорно трудились над доказательной базой техпроцесса, но совершенно забывали о бизнес-модели и идее. Когда бизнес только запускается, вы очень мало знаете о том, как он будет работать. Нужно сосредоточиться на проверке, иначе ваши идеи будут противоположны потребностям рынка. С самого начала вы должны найти как можно больше изъянов, подтвердить свою идею с как можно большего количества углов. Не влюбляйтесь в решение, влюбитесь в проблему. Вы ничего не докажете, пока у вас не будет первых десяти клиентов.

Молодой предприниматель Адриан Тан после собственной неудачи написал:

«Проверьте работу вашей бизнес-модели в самом начале. Когда я говорю “в самом начале”, это значит совсем в начале. Еще перед созданием продукта и написанием первой строки кода. В любое время вы должны ясно понимать, зачем вы это делаете и для кого. Спросите потенциальных клиентов, заплатят ли они за ваше решение и если да, то сколько?»

Потенциальные клиенты лгут

На стадии разработки Clever.do мы получили положительный фидбек от потенциальных пользователей. Аналитика показывала, что интерес к нашей идее и продукту рос. Глупо было считать, что это все правда. Если бы мы провели более детальное исследование, то не запустили бы стартап. Просто люди говорят, что идея хорошая, а на самом деле — нет.

В реальности клиенты редко решают свои проблемы с помощью вашего продукта, даже если хотят это сделать. Если проблема не значительна и не вызывает ощутимой «боли», то люди будут жить с ней и избегать траты денег на «лечение». Спросите потенциальных клиентов, что они делают для решения конкретной проблемы. Если ничего — такой проблеме не нужно ваше решение. Потенциальный клиент может сказать, что ему нравится продукт. Но вы должны протестировать поведение клиента, а не спросить его мнение.

Спустя некоторое время после запуска мы обнаружили, что ситуация кардинально отличается от той, которую показало исследование. Большинство наших потенциальных клиентов даже на стадии бета-версии не использовали наш продукт, а те, кто решился, пользовались всего несколько дней.

Плохой маркетинг убивает

Даже когда ваша идея нашла подтверждение, а продукт готов, добиться роста продаж очень сложно. Реальность жестока: 29% b2c-стартапов из нашего списка провалились из-за слабого маркетинга, тогда как процент неудач b2b-стартапов — всего 7%.

Маркетинг — это то, что нужно для увеличения продаж и заработка денег. Не столь важно, насколько хорош ваш продукт. Даже идеальный продукт не будет продавать себя сам. Из заметок о 10 уроках неудачных стартапов Марка Голденсона:

«Маркетинг — это не то, с чем могут справиться новички на парт-тайме. Он требует постоянной экспертизы, его нельзя доверять аматорам».

Если хотите выжить, нужно тратить время на изучение каналов распространения. Нужно определиться с приоритетными и сделать так, чтобы продукт попал в руки клиентов. Разработка самого продукта и маркетинговая стратегия — это равноценные вещи, запомните.

Нет денег — нет стартапа

У вас должен быть финансовый план, четкие сроки и бюджеты. Нельзя допускать перерасходов, как сделали это мы в Clever.do. Даже когда мы заметили, что маркетинговая стратегия не работает, мы продолжали тратить деньги на все остальное. Так нельзя.

Планируйте траты с умом. Не нужно арендовать самый дорогой офис, пока вы на 100% не будете уверены, что ваш продукт нужен людям. На первых порах будьте скромным: не нужно визиток, постройки офисной инфраструктуры, привилегий и прочего. Можно сэкономить до 80% бюджета за счет удаленной работы, сохраните деньги, они вам пригодятся.

Не тяните с окончательным решением

Запуск стартапа — это воплощение мечты, идеи в жизнь. Вы знаете много предпринимателей, которые хотят убить свою мечту? Каждый основатель знает сколько времени и сил нужно для запуска, развития и роста. Но на провал нужно всего три года — мы говорили об этом выше. Нужно всегда помнить, что лучше выйти из игры перед тем, как она превратится в личный и финансовый кошмар. Чем быстрее решите, тем меньше проблем у вас будет в будущем.

Запуск стартапа — сложное дело, это не хобби. Но я с уверенностью скажу, что обязательно променяю свой последний доллар и все свое время на возможность снова построить стартап. Это стоит того.

 

Источник ain.ua

 

 

Вступай в сообщества ITmentor Вконтакте и Facebook