Колумнист Bloomberg Нир Кайсар о том, почему Uber важно сохранить статус ИТ-компании.

 

фото vc.ru

 

Uber — это одновременно и ИТ-компания, и транспортная компания. Казалось бы, разделение не так важно, но на самом деле от этого зависит многое. Причем не только для Uber, но и для любого «революционера», который считает себя ИТ-компанией.

В конце 2017 года Европейский суд — высшее судебное учреждение Европы — проведет черту и определит, к какой сфере следует отнести Uber: транспортной или технологической. Также ведомство установит, как и кем будет регулироваться деятельность компании.

Из-за этого правила станут строже, компании потребуется приобретать лицензии, и в результате издержки возрастут. Излишне говорить, что Uber не может позволить себе дополнительные расходы.

В 2016 году убытки компании составили $2,8 млрд, а в первом квартале 2017 года — $708 миллионов. Но затраты на соблюдение нормативно-правовых требований станут для Uber не самой большой проблемой. Гораздо важнее то, что если компанию признают транспортной, а не технологической, то ее оценка снизится.

Экстравагантные оценки — не редкость для ИТ-сектора, и пример Uber не является чем-то уникальным. Как и у многих других технологических компаний, у Uber нет прибыли, поэтому при оценке можно забыть о коэффициенте «цена-прибыль» (P/E-ratio). Кроме того, у компании не так много активов, если не принимать во внимание собственное программное обеспечение, ценность которого сложно подсчитать. Поэтому о коэффициенте «капитализация-балансовая стоимость» (P/B-ratio) тоже можно забыть.

​Мы можем взять только значение коэффициента «цена-выручка» (P/S-ratio): оценка компании составляет $69 млрд, а чистая выручка по итогам 2016 года — $6,5 млрд. Таким образом, коэффициент «цена-выручка» составляет 10,6. Сравните это со средним значением коэффициента других ИТ-компаний из индекса S&P 500 — 4,2. И это уже кое о чём говорит, потому что в ИТ-секторе S&P 500 самые высокие значения коэффициента P/S.

​Если бы Uber была транспортной компанией, то она никогда не получила бы такую высокую оценку. Коэффициент «цена-выручка» в транспортном секторе индекса S&P 500 не превышает 1,5. Если бы Uber оценивали относительно других транспортных компаний, то его оценка была бы на 86% ниже нынешней. Несложно догадаться, почему Uber пытается сохранить статус ИТ-компании.

Пример Uber не уникален. Практически каждый игрок, который намерен перевернуть финансовый, продовольственный или туристический рынок, называет себя ИТ-компанией.

 

Источник vc.ru

 

Вступай в сообщества ITmentor Вконтакте и Facebook