Об этом пишет в своей книге известный израильский писатель-футуролог Юваль Ной Харари «21 урок для XXI века».

Подобных книг за рубежом выходит немало. Японцы, американцы, корейцы активно ищут ответ на вопрос, каким будет ближайшее будущее в нашем стремительно меняющемся мире. А главное—как к нему подготовиться.

Портал Wired опубликовал краткое резюме к книге на английском языке. «РР» выделил основные тезисы публикации.

 

 

Еще столетие назад люди точно знали, что их ждет. По крайней мере, в своей жизни и жизни их детей и внуков. Автор приводит пример людей, живущих в XI веке н.э. в Китае: профессии ткачихи или фермера были востребованы всегда. Бедные родители обучали детей именно этим специальностям. Богатые родители учили отпрысков читать Конфуция, сражаться, ездить на лошади. Девочек учили быть хорошими женами. Было понятно и то, что существующая бюрократия и армия будут существовать в существующем виде. С другой стороны, страну могли захватить или могла начаться эпидемия чумы.

В настоящее время мы не знаем что будет с Китаем и остальным миром. Мы не знаем, как будут жить люди, не знаем, как будут функционировать армия и бюрократия. Не знаем, какие гендерные отношения будут в мире. Некоторые люди уже сейчас живут дольше и тело человека претерпевает беспрецедентные изменения, благодаря биоинженерии и искусственному интеллекту. Многое из того, что дети учат сейчас в школе, им не пригодится.

Детей до сих пор учат заучивать информацию. Однако это было актуально в прошлом, пишет автор. Когда информации было мало.

Далее приводится пример из XIX века, Мексика. К примеру, вы жили бы в небольшой деревеньке в Мексике. Что вы знали бы о мире в целом? Не было ни радио, ни телевидения, ни прессы. Даже если вы были бы грамотный и имели бы доступ к частной библиотеке, то ничего кроме романов и религиозных трактатов вы бы там не нашли — цензура испанской монархии.

Сейчас все наоборот, пишет автор. Информация в избытке, люди в ней «утопают». Цензоры в лице власти редко пытаются перекрыть эти потоки. Скорее наоборот—они активно участвуют в распространении дезинформации и бесполезной отвлекающей нас информации. К примеру, если вы сейчас живете в Мексике, и у вас есть смартфон. Вы можете читать википедию, беседовать с другими пользователями, и проходить бесплатные курсы. Правительство при всем желании не может скрывать информацию, которая ему не нравиться.

С другой стороны, легко наводнить общество противоречивыми сообщениями. Люди во всем мире находятся на расстоянии одного клика от последних сообщений о бомбардировке Алеппо или таянии ледников в Арктике, но так сложно понять, чему верить.

В таком мире учителю не нужно давать ученикам больше информации. У них и так ее слишком много. Вместо этого людям нужно прививать способность осмыслять информацию, учить отличать то, что важно, от того, что не важно, и, уметь объединять многие фрагменты информации в общую картину мира. По идее, пишет автор, это была бы идеальная модель западного образования, но школы, по большей части, не справляются с этой задачей, страшась такого формата обучения.

Предполагается, что, если дать много информации и немного свободы, студенты сами создадут свою картину мира и в дальнейшем это приведет к формированию чего-то содержательного и полезного. Но сейчас уже нет времени ждать, пишет автор. Решения, которые мы примем в ближайшие десятилетия, будут определять будущее самой жизни, и мы можем принимать эти решения только на основе нашего сегодняшнего мировоззрения. Если этому поколению не хватает всеобъемлющего взгляда на Космос, будущее жизни будет определяться случайным образом,—резюмирует Харари.

 

Источник gosrf.ru

 

Вступай в сообщества ITmentor Вконтакте, Facebook и Telegram