Компания Cognitive Pilot (совместное предприятие «Сбера» и Cognitive Technologies) провела совместно с ОАО «Российские железные дороги» испытания систем автономного пилотирования Cognitive Rail Pilot, предназначенных для использования в грузовых поездах. В этих системах используется ИИ-алгоритм, позволяющий избежать ЧП из-за человеческого фактора. В течение этого года для РЖД будет произведено 500 таких комплексов.

Об этом в беседе с журналистами рассказала генеральный директор Cognitive Pilot Ольга Ускова. Ранее она также сообщила, что ещё в 2020 году РЖД начало тестировать первые поезда с искусственным интеллектом. Речь идёт о поездах, оснащённых комплексом Cognitive Rail Pilot, который использует техническое зрение и искусственный интеллект для обнаружения объектов, таких как другие поезда, стрелки, люди, светофоры. Система позволяет свести к минимуму возникновение ЧП из-за человеческого фактора. Отмечается, что в настоящее время подобная технология нигде в мире не применяется.

«Мы начинаем серийное производство систем помощи машинисту маневрового железнодорожного локомотива на базе технологий искусственного интеллекта Cognitive Rail Pilot. С началом серийных поставок нашей Cognitive Rail Pilot для РЖД мы уверены, что безопасность маневровых операций на железной дороге выйдет на качественно новый уровень со снижением числа инцидентов на 70 %. Мы ждём, что в этом году будет открыт тендер, мы готовимся в нём участвовать», — приводит источник слова Ольги Усковой.

Согласно имеющимся данным, в 2021 году комплексы прошли предусмотренные отраслевыми стандартами испытания и соответствующие экспертизы в аккредитованных РЖД лабораториях и испытательных центрах. В результате тестов было установлено, что автопилот способен точно оценивать обстановку на дороге, выдавая машинисту предупреждения об опасности, а также принимая самостоятельные решения, если в этом есть необходимость. Разработчики также получили декларации Таможенного союза и Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, позволяющие производить и поставлять комплексы не только в РФ, но и в Армению, Беларусь, Казахстан и Киргизию.

Что касается аналогичных комплексов для пассажирских поездов, то Cognitive Pilot планирует завершить их испытания к 2024 году. Заинтересованность к этой разработке уже проявили в Китае, Франции и Нидерландах. «Мировой рынок систем автономного управления ж/д транспортом динамично развивается. По данным аналитиков Visiongain, сегодня его объём составляет более $7 млрд и к 2031 году превысит $21 млрд с ежегодной динамикой 11,4 %», — отметила Ольга Ускова.